ПОСОЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ
Телефон: +84-24-3833-69-91/92 (при звонках из России),
(024) 3833-69-91/92 (при звонках по Вьетнаму)
/
02 апреля / 2022

О попытках пересмотра безъядерного статуса Украины

Любые обвинения в нарушении Россией обязательств по Будапештскому меморандуму о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) от 5 декабря 1994 г. злонамеренно извращают содержание и смысл этого документа.

Будапештский меморандум принимался в связи с обретением Украиной безъядерного статуса и, соответственно, её присоединением к ДНЯО в качестве государства, не обладающего ядерным оружием. При этом следует напомнить, что данный документ является компонентом «пакетных» политических договорённостей, которые в равной степени налагают определённые обязательства на всех участников. Приняв этот «пакет», Россия все последующие годы неукоснительно соблюдала положения подписанных ею документов – в т.ч. в ходе и после внутриполитического кризиса, развернувшегося на Украине в 2014 г.

По-другому действовали США и ряд других стран ЕС, которые грубо вмешивались во внутренние дела Украины и содействовали государственному перевороту и ликвидации законной власти в Киеве.

В контексте Будапештского меморандума к западным кураторам киевского режима возникают серьёзные вопросы. В частности, в принятом одновременно с подписанием Меморандума совместном заявлении руководителей России, Великобритании, США и Украины говорится о решимости сторон «сотрудничать в целях создания системы безопасности, которая охватывала бы все государства СБСЕ … путём эволюции … трансатлантических и региональных механизмов безопасности таким образом, чтобы это укрепляло безопасность и стабильность всех государств СБСЕ». Кроме того, в заявлении сказано, что стороны «привержены продолжению процесса строительства политической, военной и экономической безопасности в неделимой Европе». Однако дестабилизирующий курс Вашингтона и его союзников на безудержное расширение НАТО и военное освоение постсоветского пространства в ущерб коренным интересам безопасности России диаметрально противоположен направленности положений упомянутого заявления.

На протяжении многих лет не соблюдал свои обязательства по Будапештским договорённостям и сам Киев. Важно акцентировать, что в подписанном в 1994 г. в Будапеште совместном заявлении лидеры четырёх стран подтвердили значимость обязательств в рамках СБСЕ, призванных противодействовать росту агрессивного национализма и шовинизма. Совершенно очевидно, что в Киеве открыто попустительствовали росту украинского национализма в самых уродливых и агрессивных его формах. Более того, фактически поощряли его. Показательно, что боевики ультранационалистического толка были вполне официально привлечены к осуществлению карательной операции на востоке Украины против части собственного народа.

Всё это привело к тому, что Киев во многом сам взорвал единство Украины и буквально вытолкнул целые регионы из её состава. Перед лицом разгула национал-радикальных элементов в ситуации, когда в стране при поддержке извне произошёл кровавый госпереворот, реализация жителями Крыма и Севастополя, а теперь Донецкой и Луганской республик права на самоопределение стало для них единственным возможным способом защитить свои основополагающие права и жизненно важные интересы. Решение населения Крыма и Севастополя о вхождении в состав Российской Федерации было принято путём свободного волеизъявления в ходе референдума, проводившегося под международным наблюдением. При этом за воссоединение с Россией высказалось 97 процентов избирателей. Однако те, кто своими действиями непосредственно подтолкнул Украину к развалу, продолжают отказывать жителям указанных субъектов в легитимном праве самим решать свою судьбу.

Таким образом, утрата Украиной территориальной целостности стала результатом внутренних центробежных процессов, спровоцированных внешним дестабилизирующим воздействием Запада, к чему ни Россия, ни её обязательства по Будапештскому меморандуму не имеют ни малейшего отношения. Наша страна ни в Будапеште в 1994 г., ни впоследствии не брала на себя обязательства признавать госперевороты и принуждать части Украины оставаться в её составе против воли самого местного населения.

По Меморандуму Россия, среди прочего, подтвердила в отношении Украины своё обязательство не применять и не угрожать применением ядерного оружия против неядерных государств с учётом стандартных в таких случаях технических оговорок. Данное обязательство неизменно и строго выполнялось, а также продолжает выполняться в полном объёме.

В то же время не могут не вызывать озабоченность высказывания представителей Киева, не только ставящие под вопрос жизнеспособность Будапештского меморандума, но и способные трактоваться как прямая заявка на пересмотр безъядерного статуса Украины. Подобный дестабилизирующий шаг противоречил бы обязательствам Киева по ДНЯО, грубейшим образом подрывал целостность режима нераспространения ядерного оружия и создавал неприемлемые риски для международной безопасности.